21.03.2020 Автор: MartaGorejko 0

Как отличать потребности и прихоти наших детей?

При принятии финансовых решений детям крайне важно научиться различать реальные потребности (читай: необходимые расходы) и капризы, т.е. расходы, которых можно избежать.

Давайте не будем себя обманывать — в случае маленького ребенка каждая потребность в покупке — это просто прихоть. Если предположить, что семья не живет в крайней нищете и у ребенка есть все основные потребности, которые удовлетворяются его родителями (пища, место для сна, одежда, медицинское обслуживание, транспорт), то на самом деле ему больше ничего не нужно.

Конечно, чем старше ребенок и чем больше он получает закономерностей, будь то от сверстников или из телевизионной рекламы, тем больше он будет раскрывать свои «потребности». Если еще несколько десятков лет назад это была норма, что человек живет только на ранее заработанных деньгах, и масштабы нашего возможного финансового недовольства были напрямую связаны с нашими (прежними) доходами, то сейчас продвигаются шаблоны, чтобы убедить нас в том, что мы можем позволить себе все здесь и сейчас — даже когда у нас нет денег. Нам говорят, что мы заслуживаем всего и не должны зарабатывать это раньше. Нам просто нужно влезть в долги. Реклама, сериалы, программы, показывающие образ жизни знаменитостей, часто меняющиеся тенденции, мода, короткие жизненные циклы продукта (например, новые модели телефонов) — все это движет потребительством — как взрослыми, так и детьми. К этому добавляют некоторые родители, которые, в том числе, испытывая чувство вины за постоянную разлуку со своим ребенком, вызванную работой, пытаются «компенсировать» недостатки, удовлетворяя все более непомерные требования своих детей.

Давление со стороны детей, например, на покупку фирменной одежды и хорошего телефона, как правило, возникает не в результате реальной необходимости, а в результате давления со стороны окружающей среды. Даже в детстве таких существенных различий в классе не было. Хотя мы одевались по-разному, я думаю, что кроме электронных часов, не было видимых признаков того, что чьи-то родители богаты. Сегодня — это сильно изменилось. Детей в начальной школе уже оценивают их сверстники, в результате чего они начинают предъявлять все более смелые требования к своим родителям. Их пристрастия кажутся настоящими потребностями. Зачастую они руководствуются желанием приравнивать себя к другим, что может показаться им очень важным.

Именно здесь роль родителей огромна — гораздо сложнее, чем покупать тот или иной продукт. Работа должна вестись по двум направлениям:

1) Постоянное повышение самооценки, которое не основано на наличии конкретных вещей. Это трудно, потому что даже взрослые ценят других по внешнему виду и «фантазиям», которыми они себя окружают. Я полагаю, однако, что вы уже знаете, что образ не имеет ничего общего с реальным богатством кошелька и, тем более, с ощущением счастья в жизни. Работа с ребенком сводится к обсуждению его эмоций, связанных с тем, что у него нет того, что хотят или имеют некоторые его сверстники. Стоит дать ребенку поговорить, выслушать его точку зрения, представить контраргументы, показать — из окружения ребенка — примеры ценных людей, у которых также нет новой модели телефона. Зная, что нравится ребенку, что его очаровывает, можно столкнуться с этой потребностью в гаджете с особой страстью. Показать, что источником счастья могут быть не только одержимые (что — объективно — быстро становится обыденным явлением). Уже такие разговоры и попытки переоценки могут привести к повышению самооценки ребенка.

Отнеси это и на свою землю. Спросите, каково было бы, если бы вы, как родители, реализовали все свои желания. Покажите, что вы не худший родитель, потому что у вас есть машина поменьше и медленнее, чем у других отцов. Что даже без этого у тебя будет хорошая жена и друзья. Покажи, что у тебя никогда не бывает чего-то объективно лучшего. Что стоит прислушиваться к себе и своим собственным потребностям, а не приспосабливаться к тому, что от нас ожидают другие. В конце концов, будет ли кто-то действительно любить и уважать нас больше, когда у нас есть то же самое или что-то лучше?

2) Систематически показывая разницу между реальной потребностью и прихотью. Это второй элемент. Меньше связано с эмоциями и больше с объективными предпосылками того, что является «расходом первой необходимости». Ребенок не научится различать между ними. Ей нужны примеры. Лучше всего, если мы укажем примеры, не связанные с текущей «потребностью», о которой сообщил ребенок, потому что тогда легко получить ненужные эмоции. Лучше показать что-то из нашей взрослой жизни.

Например, вы можете попросить вашего ребенка указать те расходы из нашего бюджета, без которых вы могли бы обойтись. С каждым из них вы можете объяснить, почему это необходимо (аренда, оплата кредита, плата за электричество) или нет (например, пиво для папы). Используя бюджет, проще всего также объяснить, что капризы (пиво, кино, поход в ресторан вместо домашнего ужина) могут быть выполнены в максимально возможной степени, но только если мы уже покрыли необходимые расходы и отложили в сторону сэкономленные средства — согласно систематически реализуемому плану. Что есть место в жизни и для того, и для другого, но что удовлетворение желаний не должно происходить за счет других областей. Т.е. это может случиться, но есть последствия, например, что у нас заканчиваются деньги на финансирование более важных вещей.

Систематичность здесь отлично работает. Дети, понимая все больше и больше постепенно, сами будут принимать более рациональные решения. Уже сам факт того, что они будут внутренне анализировать, необходимо ли что-то или у них есть только такое видение, уже является весьма желательным событием.